Бремя наследства

Бремя наследства

16.10.2018

Владельцы семейного бизнеса вынуждены отойти от дел. Их мечта — передать компанию детям, но готовы ли к этому наследники?

Нина и Алексей Парамоновы были начинающими предпринимателями. У них росло трое детей, которые постоянно «варились» в котле новых идей и часто принимали посильное участие в их реализации.
В конце 1990-х Парамоновы занялись мясным бизнесом… Бизнес приносил стабильный доход, и супруги вкладывали всю прибыль в развитие. Операционное управление держалось на Нине — она стала генеральным директором компании…За последние 20 лет компания стала для Нины вторым домом. Ей удалось подобрать хороший коллектив: одни сотрудники пришли на старте мясного бизнеса, другие — когда появилась фабрика. Многие трудились в компании больше 15 лет. Все трое детей, окончив вузы, пришли в семейный бизнес, но судьба у всех сложилась по-своему...

В силу обстоятельств, владельцы семейного бизнеса вынуждены отойти от дел. Что делать с компанией?
На страницах Harvard Business Review cитуацию комментирует Светлана Романова:

Парамоновы построили бизнес еще в 1990-х, но до сих пор всерьез не задумывались о его передаче. Это не удивительно: детально проработанного плана передачи бизнеса нет у многих российских предпринимателей.

Выбор у Парамоновых невелик. Наиболее подходящий сценарий — передать дела наемному генеральному директору. В первую очередь кандидата следует поискать среди топ-менеджеров компании. Наверняка кто-нибудь из руководителей производственного, коммерческого, экономического блоков может претендовать на высшую позицию. Человек с опытом работы на предприятии, знающий людей и текущую ситуацию, быстрее войдет в курс дела и сможет осуществлять общее управление. Конечно, если привлечь наемного директора, придется выстраивать корпоративные процедуры, обеспечивающие разделение полномочий и ответственности между собственниками и менеджерами, а также систему мотивации менеджмента для достижения поставленных целей и задач.

Реалистичность другого варианта — выбрать преемника из членов семьи — полностью зависит от желания и готовности среднего сына, да и других детей, которые в кризисной ситуации могут изменить свои жизненные планы. Будут ли они мотивированы продолжать дело родителей и считать его своим? Понятно, что это невероятная нагрузка. Придется принимать смелые решения, действовать и брать на себя ответственность. Сможет ли кто-то из них встать на этот путь? Возможно, ведь у них перед глазами прекрасный пример матери. К тому же один из сыновей уже участвует в управлении бизнесом — а значит, имеет какой-то опыт. Даже «пассивное» присутствие на деловых встречах и при обсуждении производственных и финансовых вопросов поможет ему перейти на должность руководителя.

Продажу бизнеса я бы рассматривать не стала. Для реализации этого сценария потребуется длительная подготовка, которая может занять от полугода до года. Необходимо будет привести хозяйство в порядок, а это всегда время и деньги. Например, возможно придется провести аудит бухгалтерской отчетности, если раньше этого не делали. Бизнес-процессы тоже должны быть формализованы. Отходить от оперативного управления в это время не получится, иначе компания перестанет быть бизнесом и превратится в груду разрозненных активов.

В любом случае главное — постараться объективно оценить сложившуюся ситуацию, взвесить свои силы, выбрать стратегию поведения и последовательно ее придерживаться.
Полная версия статьи.

Романова Светлана Игоревна
Романова Светлана Игоревна
Президент, управляющий партнер
Отправить сообщение