Как компании выстроить технологическую политику за пять шагов

Как компании выстроить технологическую политику за пять шагов

13.02.2020

Если компания планирует занять место на рынке высоких технологий, она должна выстроить технологическую политику — набор принципов и действий, на основании которых внедряются новые продукты. Как это сделать, делится Ирина Баршай, партнер «Нексиа Пачоли»

Шаг № 1. Разработайте долгосрочную политику

Минимальный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные технологические тренды, составляет десять лет.
Только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также на создание опытных образцов уходит от трех до пяти лет. Так что планировать политику компании на короткий отрезок времени не имеет смысла. Оптимальный период — 20 лет. Это соответствует сроку действия патентов. Считается, что за это время общий уровень науки и техники меняется настолько, что запатентованное изобретение окончательно устаревает.

Шаг № 2. Разработайте перспективную продуктовую линейку

Чтобы выстроить долгосрочную политику, необходимо попытаться заглянуть в будущее и ответить на вопросы: Как изменится рынок и появятся ли новые рынки? Какие продукты будут востребованы в будущем? Что должна сделать компания, чтобы конкурировать на этих новых рынках?

Конечно же, на эти вопросы нельзя дать точный ответ, но можно составить свое представление об этом. Для этого нужно исследовать патентный ландшафт по определенным направлениям/технологиям и даже отраслям. Так вы поймете, какие продукты и технологии будут развиваться завтра, а какие уже прошли свой пик развития.

Шаг № 3. Изучите патентный ландшафт

Если упрощенно, то патентный ландшафт — это аналитическое исследование патентной документации, позволяющее представить, на какой стадии находится та или иная технология и как она может развиваться в будущем. В ходе формирования ландшафта необходимо проанализировать:

- уровень существующих технологий,
- возможные области их развития,
- территории, на которых их активно патентуют,
- а также узнать своих потенциальных конкурентов — те компании, которые наиболее активны в патентовании.

Если ваш продукт сильно отстает по своим характеристикам от продуктов конкурентов, выгоднее будет не вкладываться в его развитие, а купить готовую технологию. Это позволит сэкономить деньги на разработке и обезопасить себя от риска получить негативный результат. При этом не исключено, что по итогам изучения патентного ландшафта и конкретных разработок конкурентов вы решите, что выгоднее доработать свой продукт и первым вывести его на рынок.

Шаг № 4. Проанализируйте конкурентную среду

Необходимо проанализировать:
- что делают конкуренты,
- в каких регионах они активнее всего патентуют свои разработки,
- на какой стадии находятся.

Иногда лучше не соревноваться с другой компанией, а создать технологию или продукт, которая дополнит ее продукт. Например, если кто-то разрабатывает инновационный смартфон, то, возможно, выгоднее будет сделать для него съемную камеру. Самые простые примеры: c появлением капсульных кофемашин появился целый рынок производителей капсул для
них, с повсеместным распространением смартфонов — рынок аксессуаров для них: камер, селфи-палок, защитных стекол.
Победа в конкурентной борьбе не гарантирована, а, работая над сопровождающими технологиями, вы сможете использовать успех конкурентов как локомотив для собственного развития.

Шаг № 5. Привяжите продукты к рынкам сбыта

Важно понимать, на каком рынке и какому сегменту потребителей будет продаваться продукт. От особенностей рынка зависит патентная стратегия, а от конечного пользователя — потребительские характеристики продукта.

Пример использования эффективной патентной стратегии — стандартизация (принятие на уровне государств и межгосударственных организаций определенных стандартов). Например, стандартизация разъемов для мобильных устройств в Европе может привести к тому, что на рынке останется только три вида разъемов.

Некоторые производители и разработчики часто получают в определенном регионе или стране патенты, которые сами по себе не несут никакой ценности, но не дают другим производителям получать аналогичные патенты, тем самым освобождая рынок для своей продукции. Ведь одним из главных условий патентования является мировая новизна!

Вы можете все спрогнозировать, определиться с продуктом, отследить действия конкурентов, но забудете про потребителя — и товар просто не купят! Ошибка, совершенная на любом из этих этапов, способна погубить все ваши усилия — и деньги, вложенные в разработки, будут потрачены зря.

Автор: Ирина Баршай, партнер, заместитель генерального директора по правовым вопросам компании «Нексиа Пачоли»

12.02.2020

Источник: https://pro.rbc.ru/demo/5e32770d9a794719dfe78a17

Элемент не найден!